{jcomments on}                 Народная и нетрадиционная медицина

      Здесь приводятся старинные ре­цепты приготовления из растений различных препаратов: отваров, настоев, вытяжек, экстрактов, порошков, мазей и др., а также сборов из растений, с описанием приготовле­ния из них препаратов и их применения.
     Русь всегда была богата знатоками местной природы, в том числе и травознаями. Интересно, в Древней Руси травознаев (зеленщиков) боялись, считали их чуть ли не колдунами. При встрече с ними их старались задобрить подарками, хорошо угос­тить, щедро заплатить за целебную траву, а подчас с ними и жестоко расправлялись. Известно, что многие наши цари боялись отравы «зе­льем», в частности, отравы боялся Борис Годунов. Он тре­бовал, чтобы в присяге, которую ему давали бояре, гово­рилось: «В ястве и питье, и платье или ином чем ему (государю) напасти не учинять; людей своих с ведовством, да и со всяким лихим корнем не посылати». А при царе Михаиле Федоровиче сбор каких-либо трав был запрещен всем под страхом заточения в темницу. Зато сын его, царь Алексей Михайлович, в 1650 году приказал в ночь под Ивана Купала выслать крестьян на пасеки за «сереборным цветом, мятною травою, дягилем и другими целебными травами». Травознаи почти никогда не раскрывали секретов о целебных свойствах трав, о времени сбора, хранили в тай­не места, где росли те или иные травы.
  Касаясь истории использования целебных растений в народной медицине России, надо отметить, что славяне и другие народи, населявшие территорию Древней Руси, с незапамятных времен для исцеления своих недугов прибе­гали к помощи различных растений. Наша народная меди­цина своим многовековым опытом накопила богатый ма­териал по использованию целебных растений. Эти знания в старину бережно передавались из рода в род по наследст­ву и многие из них введены теперь в нашу фармакопею.
    На государственном уровне дело сбора и использова­ния лекарственных растений было положено Петром Ве­ликим. Когда он, возвращаясь после Полтавской битвы через город Дубны (Полтавской губ.), был поражен богатством местной флоры. Он здесь же учредил походную ап­теку и при ней «аптечный огород». Эта аптека для изготов­ления медикаментов пользовалась почти исключительно местной дикорастущей флорой. После ухода войск с Полтавщины аптека не прекрати­ла своего существования и, начиная с 1730 года, стала обеспечивать довольно значительную часть потребностей казенных больниц. Кроме того, в Лубнах и в селе Жернах были устроены даже сушильни и перегонные аппараты для получения масел.
   На Руси, в других древних странах, в частности в Гре­ции, был особый класс людей, называемых ризотомами (по-русски «корнерезы»), которые специально занима­лись сбором диких растений и приготовлением из них це­лебных зелий. Кстати, на первой ступени человеческого развития такие собиратели диких растений и целители ча­сто принадлежали к разряду жрецов. В начале нашего века появляется определенный класс врачей, которые занимались сбором целебных растений, приготовлением из них разных препаратов и лечением ими пациентов. В те времена особенно прославился зна­менитый римский врач Тален. По его имени второй век н. э. в истории фармацеи называется галеновским. С име­нем Галена связано также производство так называемых галеновых препаратов, под которыми подразумевается вся совокупность огромного количества сложных наливок, настоек, отваров, настоев, экстрактов и др.
   Интересно отметить, что в прежние времена, особен­но в XVI веке, а также позднее, медицину без знания бота­ники не могли даже себе представить. Поэтому в ботани­ческих сочинениях того времени (Фукса, Бока и др.) описанию каждого отдельного растения сопутствовала глава, называющаяся «сила и действие». В этой главе подробно описывалось, какое лекарственное значение имеет данное растение и какое действие оно оказывает на орга­низм человека при применении его в качестве лечебного средства.
С XVI столетия в теории траволечения появляется особое учение о так называемой сигнатуре, то есть о при­знаках, по которым можно судить о пригодности данного растения в качестве лекарственного. Представители этого учения полагали, что исходной точкой для отыскания ле­карственных средств является форма как растения в це­лом, так и отдельных его частей. Они полагали, что сама природа придала соответствующим частям целебных рас­тений ту или иную форму для того, чтобы люди могли без особого труда понять скрытые в растении лекарственные силы. Например, по форме листьев печеночницы, напоми­нающей форму человеческой печени, предполагали, что это растение является целебным против болезней печени. По сердцевидной форме цветов определяли растения, при­годные для лечения заболеваний сердца. Снабженный ос­трыми колючками чертополох считался лечебным при ко­ликах в боку и т. д. Надо заметить, что благодаря этому учению в народную медицину было введено до 8 тысяч растений. Но с течением времени, когда при выборе того или иного растения в качестве целебного стали руководствоваться не формой его частей, а химико-фармацевтическими исследо­ваниями, число этих растений понизилось с 8 тысяч снача­ла до 300 затем и до 30 видов. Интересно, что в свое время народная медицина усма­тривала сходство между болезнями и свойствами расте­ний. Чистотел, например, богат оранжево-желтым млеч­ным соком и его употребляли как средство против желтухи. Корни колючего боярышника обладали, по народному поверию, силой извлекать занозы. Лопух, наде­ленный белым соком, способствует увеличению молока у кормящих матерей. Адиантум черный, который остается сухим в воде применялся в тех случаях, когда лекарство должно было оказывать иссушающее действие. Аройник (змеевик) имеет пестрый стебель, напоминающий змеи­ное брюхо, поэтому его считали средством, охраняющим от змеиных укусов; полагали, что если потереть корнем растения руки, то змея не укусит.
   Огромный вклад по вовлечению в народную медици­ну лекарственных растений внесли монахи, для которых, где бы они ни находились в кельях или монастырях, дикоросы зачастую были и одним из основных источников пи­тания и бесспорно главным источником лекарственных средств. Особым вниманием монахов пользовались расте­ния, способные не только лечить, но и повышать тонус ор­ганизма. Такую способность, например, монахи давно от­крыли в дягиле и включили это растение в секретную рецептуру приготовления из него ряда напитков, которы­ми всегда славились монахи всего мира. Монахи-бенедик­тинцы приготовляли знаменитый ликер бенидиктин, од­ной из составных частей которого был дягиль. Дягиль шел также на приготовление вермута и ряда других напитков.
   Многовековый опыт народной медицины и исследо­вания современной научной медицины показывают, что в лечебной практике целесообразно применять не только отдельные, выделенные из растения вещества, но и все растение целиком или отдельные его части.
В наши современные фармакопеи входит около 150 растений, применявшихся еще врачами и народными целителями древности.  Лекарственные растения применяют в свежем виде, в виде порошка из высушенных и измельченных растений или извлечения из них действующих веществ путем их об­работки, получения настоев, отваров (декотов), настоек (тинктуры), вытяжек (сок) и сгущенной вытяжки (экс­тракт). В качестве растворителей при этом в народной фи­тотерапии чаще всего применяется вода, спирт, водка, пи­во, уксус, вино, мед, масло, молоко и молочная сыворотка многих молочных животных и др. Как наружные средства лекарственные растения ис­пользуются в народной медицине для приготовления от­варов и настоев для ванн, мазей, компрессов, обтираний, прикладывания отдельных частей растений к больным ме­стам на тело человека. Именно фитотерапия в народной медицине многих стран была и остается основным видом лечения, т. к., рас­тительный мир, особенно в прошлом, предлагал человеку обширный и доступный ассортимент лекарственных средств, в то время, как лечебные средства минерального и животного происхождения намного уступали им. Уче­ные полагают, что даже сейчас, после исчезновения с лица Земли многих видов растений, насчитывается не менее 10—12 тысяч видов их лекарственных собратьев.
   Нашей же народной и официальной медициной в на­стоящее время используется около 300—400 видов, а в го­сударственную фармакопею России включено не больше половины от них. Работа по расширению этого списка ведется, но, как полагают некоторые ученые, носит она од­носторонний характер. При изучении фармакотерапевтической ценности лекарственных растений отбираются для нужд официальной медицины и культивирования только те из них, которые могут служить сырьем для химико-фар­мацевтической промышленности, для извлечения из них действующих веществ. В то же время, многовековые на­блюдения по непосредственному применению растений в народной медицине пока еще используются далеко не полностью. А ведь опыт народной медицины по использованию лекарственных растений огромный, он насчитывает мно­гие тысячелетия, во всяком случае не менее 8—10 тысяч лет. Первые письменные сведения об этом ученые относят к шумерам, жившим на территории современного Ирана 8 тысяч лет назад. Но ясно, конечно, что растения исполь­зовались человеком в лечебных целях и до возникновения письменности. На протяжении всей истории человечества постоянно шел процесс вовлечения в народную медицину все новых и новых растений и наши довольно древние предки применяли сотни лекарственных растений. На­пример, жители Древнего Вавилона использовали корень солодки, льняное семя, дурман, белену и другие растения. Более того, они вывозили эти растения в другие страны. Кстати, именно вавилоняне первыми стали заготавливать, растения впрок путем их сушки. К этому же периоду отно­сится и появление садов лекарственных растений. От ва­вилонян и ассирийцев сведения о целебных растениях проникли в Египет, где еще 4 тысячи лет до н. э. появилось нечто подобное фармакологии с описанием применяв­шихся тогда растений.
   С древних времен наши предки пытались усилить ле­чебное действие на организм той или иной лекарственной травы, в частности путем использования не одной травы, а в комбинации с несколькими другими. Опытным, а в но­вое время и научным путем были подобраны такие сборы, которые обладают более сильным лечебным эффектом, чем каждая из входящих в них трав в отдельности. Обра­щая внимание на те или иные особенности больного, при составлении сбора подбираются те травы и в такой про­порции, которые наиболее эффективно действуют именно на этого человека, вернее на его недуг.